Дорожки на дачном участке или в саду у коттеджа могут иметь самое разнообразное оформление, но всё это многообразие можно классифицировать на два типа: на твёрдой основе и на естественном основании.
Все дорожки кроме основного назначения – передвижения по ним на участке – несут и эстетическую нагрузку, поэтому при мощении садовых дорожек нужно учитывать их назначение, стиль общего дизайна участка и не забывать о финансовой стороне.
Один из самых простых способов мощения садовых дорожек – щебенчатые, гравийные или песчаные дорожки на естественном основании.
В подготовленное по контуру дорожки ложе глубиной 15 см укладывают слой крупного гравия вперемежку с тяжёлой глиной, трамбуют и проливают водой. Доводят слой до 10 – 12 см, и после того, как вода после последнего пролива впитается, сверху насыпают слой мелкого щебня, гравия, песка или комбинации этих материалов. Слой этот также трамбуется и несколько раз проливается водой для усадки.
Такие дорожки экологичны, легко сочетаются почти с любым дизайнерским решением, но требуют регулярного ухода. Они достаточно быстро обрастают не только травой, но и сорняками, в дождливую погоду на них будет грязь, которая будет мигрировать по всему участку.
Более практично мощение садовых дорожек кирпичом, булыжником или природным камнем.
Также подготавливают ложе и, уложив 10 – 15 см крупного щебня тщательно утрамбовывают, а сверху засыпают 5 см песка и разравнивают граблями. Кирпичи, булыжник или натуральный камень можно укладывать непосредственно на песок или на нанесённую на него цементно-песчаную смесь. Отдельные элементы такой дорожки осаживаются резиновой киянкой для получения ровной поверхности.
Такая дорожка будет гармонировать с мангалом или если у дорожки коптильня кирпичная. Выкладывается всё выбранным узором и затем проливается водой. Иногда таким способом укладывают и тротуарную плитку, но всё чаще под неё применяют твёрдое основание.
Мощение садовых дорожек на твёрдом основании начинают с устройства бетонной основы.
По контуру будущих дорожек выкапывается ложе глубиной 15 – 30 см, засыпается крупным щебнем и трамбуется. Устанавливают опалубку из доски-дюймовки, укрепляя доски через 1 -1,5 м. Между досками опалубки укладывают арматуру. Если дорожки предназначены только для ходьбы, то достаточно будет дорожной сетки с ячейками по 5 см и толщиной прутка 2 – 3 мм.
Если на этой дорожке планируется ставить автомобиль, то тогда под дорожную сетку нужно уложить 15 мм арматуру по 2 – 4 прута на метр в двух направлениях и связать в местах стыка проволокой для вязки. Бетон заливается между опалубкой, минимальная толщина бетона – 10 см.
На бетонное основание можно укладывать тротуарную плитку или природный камень, используя для сцепления с основанием сухую цементно-песчаную смесь с последующим проливом, или кладочный раствор с добавлением в него плиточного клея.